Белорусские мебельные фабрики заметно подтянулись в вопросах дизайна. По крайней мере, сократился разрыв между лидерами и остальными производителями.

Александр СТРОГАНОВ, дизайнер

По оба полюса

Зачастую приходится слышать разные, порой противоположные мнения о состоянии промышленного мебельного дизайна в стране — от категоричного «Мебельного дизайна в Беларуси нет!» и до восторженного «Как у нас все здорово и замечательно!». С одной стороны, отчитывать белорусскую мебель промышленного сегмента стало едва ли не модным, особенно в среде молодых «продвинутых» дизайнеров, создающих преимущественно авторскую мебель. С другой — в Интернете можно найти много ангажированных производителями хвалебных статей, написанных «с придыханием» в адрес белорусских предприятий, что также далеко от реальности.

Заглянем на выставку

Давайте разберемся в ситуации без предвзятости. Оценивать современное состояние дизайна промышленной мебели удобнее всего в условиях выставки, на которой собраны вместе бренды различных производителей и предоставляется возможность сравнительного анализа.

Заметим, выставок в Беларуси совсем немного. Наиболее значимая — 24-я международная специализированная выставка-ярмарка «Мебель-2017» — прошла в сентябре в столичном Футбольном манеже на площади 10 тыс. кв. м.

Следует помнить о том, что ассортимент мебели, представленной на подобных мероприятиях, отличается от ассортимента в торговле. Как правило, ретейл подтягивается к продемонстрированным на выставках образцам лишь через полтора-два года, а то и позже. Тем не менее «Мебель-2017» показала заметные изменения в области стиля и художественного конструирования продукции. Это очевидно для меня, человека с многолетним опытом в промышленном дизайне.

Как и прежде, на стендах было представлено много «классики». Впрочем, за исключением небольшого числа предприятий, наметился явный уход от привычного рустикального стиля (так называемых объемных фасадов), который долгое время доминировал среди белорусских производителей мебели, являясь их своеобразной визитной карточкой и узнаваемым брендом. Наша «классика» на современном этапе сделалась более пластичной и осмысленной как в художественном, так и в технологическом плане.

Появился узнаваемый почерк предприятий. Если раньше отличить продукцию одной фабрики от другой по внешнему виду зачастую мог только специалист, то теперь эта задача по силам каждому интересующемуся человеку. Кроме того, все большее распространение в коллекциях мебельщиков получают скандинавский минимализм, стили лофт и кантри. В особенности на этой ниве преуспели небольшие мебельные предприятия.

Ответ критикам

Да, это неглобальные изменения, но разного рода «продвинутым» критикам, ругающим белорусских мебельщиков за недостаточное новаторство, необходимо усвоить одну комп­лексную проблему, касающуюся крупносерийного промышленного производства. Эту проблему удачно очертил старейший преподаватель кафедры мебели Белорусской академии искусств Олег Кривенок: «Новаторские дизайнерские образно-пластические решения обусловлены технологическими возможностями. То есть дизайнерские новшества «закодированы» возможностями технологии. Чтобы появились принципиальные отличия в мебельном дизайне, должны быть традиции в системе проектирования и философии жизни, явно отличные от всех остальных.

А чтобы стать родоначальником новой технологии, промышленность должна заработать на должном уровне, с новыми станками, с расширенными технологическими возможностями. Вот тогда могли бы проявиться и новые технологические решения».

Иными словами, пока будут закупаться зарубежные технологии, говорить о себе как о самостоятельных дизайнерах не очень правильно.

Подтянулись к Европе

Несмотря на трудную ситуацию в экономике и слабый спрос, обусловленный низкой платежеспособностью населения, а может, и благодаря этому общий уровень производителей отечественной мебели значительно выровнялся и подтянулся к европейскому. В битве за покупателя обострилась конкуренция, которая помогла сократить дистанцию между лидерами и отстающими.

Чувствуется поиск новых решений как в области пластики, так и в применении новых технологий, материалов и фурнитуры. И пусть налицо болезнь роста с неизбежными элементами подражания и заимствования — это неминуемая часть пути по дороге к самоидентичности и узнаваемости.

В силу налаженных связей мебель некоторых малых предприятий целиком уходит за рубеж. Пока это еще не показатель того, что белорусский дизайн востребован европейцами. Такая продукция производится в большинстве случаев по чертежам заказчиков. В данном случае главенствует ценовая политика.

Тем не менее наш уровень производства значительно вырос. В отличие от 90-х годов сейчас мы поставляем за рубеж не просто тумбочки с объемными фасадами, а полноценные мебельные гарнитуры, выдержанные в единой стилистике, что говорит о качественном изменении продукции, производимой на достойном европейском уровне.

Любой рост происходит не на пустом месте. Белорусов всегда отличало умение работать с деревом. Человечество не смогло придумать для мебели ничего лучше натуральной древесины. Синтетика применяется лишь в последние десятилетия и уступает дереву по многим показателям, особенно в эстетике и в уникальном тепле, которое излучает древесина. Искусственный материал не может заменить натуральный.

Как показывают исследования, чтобы вырастить высокопрофессионального столяра, который по-настоящему чувствовал бы древесину, требуется в среднем 14 лет. Потенциал у страны есть — и кадровый, и ресурсный. Важно его упрочить, ведь потерять то, что имеем, легко, а вновь обрести — почти невозможно.

Источник: "Белорусы и рынок"